Тема проекта

Проект «Школьный музей: создаем историю вместе»

Описание предыдущего этапа

МБОУ «СОШ №6» имени В.И. Чапаева» города Чебоксары представляет проект «Школьный музей: создаем историю вместе».

Музей – это долгий и непростой путь становления и развития, пройденной школой за долгие 80 лет. Он является «Хранителем Памяти» о выдающихся выпускниках, прославивших школу, город и страну, и защитниках Родины.

Музей был основан 19 апреля 1985 г. Экспозиция музея состоит из 11 основных стендов: «Наш легендарный земляк – начдив Красной армии Василий Иванович Чапаев», «Погибшие на фронтах Великой Отечественной войны», «Труженикам тыла посвящается», «Выдающиеся выпускники школы», «Любимой школе 80 лет» и т.д.

         В 2016 году был создан поисковый отряд «Будайка», объединивший вокруг себя людей, заинтересованных в продвижении идей патриотического воспитания, в том числе на базе Музея истории школы. Члены поискового отряда «Будайка», участвуя во Всероссийской вахте памяти, вносят посильный вклад в пополнения музея экспонатами, найденными на местах боевых сражений ВОВ, подаренными ветеранами Великой Отечественной войны и их родственниками.

Для реализации данного проекта имеется определенный опыт успешной поисковой деятельности и музейной работы. Руководитель поискового отряда «Будайка» Волкова Татьяна Алексеевна с 2013 года - активный член поискового движения России, участник Всероссийской Вахты Памяти в Смоленской, Тверской, Псковской, Ленинградской областях, Республики Крым. Она же является руководителем школьного кружка «По волнам памяти».

Фонд музея насчитывает около 500 экспонатов. Это фотокопии документов, рассказывающих о людях, которые жили, трудились и боролись за победу в Великой Отечественной войне, знаменитых выпускниках, чьи имена хорошо известны общественности (спортсмены, музыканты, ученые, художники, актеры, руководители общественных организаций и т.д.). Представлены также подлинные предметы: каски, патроны, осколки от бомб, отдельные предметы одежды и обихода солдат, а также ордена (копии), фотографии, фронтовые письма и др., переданные в дар школе родственниками выпускников нашей школы, участников Великой Отечественной войны. Большую ценность представляет Книга памяти, в которой учащиеся рассказали о том, как коснулась война их семей «След войны в моей семье». Имеется большой фонд вспомогательных материалов, включающий в себя сочинения детей, рисунки и поделки. Музей пополняется экспонатами, подаренными поисковым отрядом «Память» ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, частными дарителями.

  В музее волонтерами проводятся экскурсии, обмен опытом с другими поисковыми отрядами, уроки мужества и мероприятия, посвященные Дню Неизвестного солдата, Дню Героев Отечества, Дню Победы и т.д. За время существования музея его посетило более 2000 обучающихся нашей школы, и других учебных организаций, поисковых отрядов города и республики.

В Музее истории школы организуются встречи с представителями Московской региональной общественной организации офицеров – выходцев из Чувашии «Сыны Отечества», представителями Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистан. Проводятся встречи с ветеранами войны и тружениками тыла, воинами-интернационалистами и др.

          Информация о деятельности поискового отряда освещается на сайте нашей школы в баннере «Музей истории школы. Имеется сайт музея ВКонтакте   https://vk.com/muzei6shkolycheboksary.

          Целевые группы, на которые направлен проект

  • представители поискового отряда «Будайка»;
  • обучающиеся 1-11 классов МБОУ «СОШ №6» г. Чебоксары, включая обучающихся «группы риска», состоящих на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних, для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность;
  • обучающиеся школ города,студенты средних и высших учебных заведений;
  • жители районов и городов Чувашской Республики;
  • поисковые отряды и объединения, представители музейного сообщества; представители других военно-патриотических клубов и объединений;
  • представители органов управления образования муниципального и регионального уровней.

Цель проекта:

  Модернизация традиционного музейного пространства в современную образовательную среду, способствующую патриотическому, гражданскому, культурному, интеллектуальному воспитанию и развитию, повышение интереса учащихся к краеведческой работе посредством применения интерактивных форм и привлечения социума.

  Данная цель направлена на весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь обучающихся и дополнительное образование, разнообразные виды деятельности.

Задачи проекта:

1. Создание интерактивной площадки (проведение интерактивных уроков и занятий, квестов, виртуальных эскурсий и т.д.).

2. Обновление системы гражданско-патриотического воспитания с использованием ресурсов школьного Музея истории школы.

3. Организация поисковой экспедиции в рамках Всероссийской акции «Вахта памяти».

4. Обустройство Музея истории школы, приобретение музейного оборудования.

5. Использование информационных-коммуникативных технологий в работе музея: разработка мультимедийной продукции (виртуальные экскурсии и экспозиции, видеоматериалы), создание электронной картотеки и т.д.

6. Обучение волонтеров-экскурсоводов.

7. Привлечение молодёжи к социально активной деятельности. Организация экскурсий, выставок, презентаций в музее.

8. Проведение семинаров и учебных сборов с участием опытных поисковиков, работников военкоматов, музеев и архивов.

9. Просветительская работа среди населения, в том числе через включение поисковой тематики в информационную деятельность городских и республиканских средств массовой информации.

10. Издание Книги Памяти о выпускниках школы, прославивших школу, город, страну.

11. Организация презентации интерактивного музея.

12. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области музейной педагогики.

13. Обеспечение партнерства с другими музеями Боевой Славы и краеведческими музеями г. Чебоксары, поисковыми отрядами Чувашской Республики.

14. Формирование системы непрерывного военно-патриотического воспитания детей и молодежи.

Технологии

1.Информационная поддержка проекта.

Предусматривается задействовать максимально возможное количество средств массовой информации для освещения мероприятий проекта: республиканские и местные районные (городские) газеты и журналы, радио и телевидение. Информирование населения через социальные сети - ВКонтакте, Твиттер, Одноклассники и другие.

2. Организация музейной и выставочной деятельности.  

Оснащение экспонатами Музея истории школы. Проведение интерактивных занятий, квестов, виртуальных экскурсий. Организация экскурсий, тематических выставок в музее. Формирование выставочных фондов. Изготовление познавательных, агитационных материалов, стендов и баннеров гражданско-патриотической тематики. Разработка мультимедийной продукции, видеоматериалов и т.д. Создание Internet-версии школьного Музея истории школы.

3. Проведение публичных общественных мероприятий.

Обучение волонтеров-экскурсоводов. Организация и проведение уроков Мужества и Памяти в музее. В данных мероприятиях предполагается участие ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, работников военкоматов, музеев, архивов, членов поисковых отрядов с привлечением учащейся молодежи, родительской общественности.

4. Разработка и выпуск печатных и видеоматериалов о результатах деятельности. Использование материалов при проведении общественных образовательных мероприятий. Выпуск буклетов о выдающихся выпускниках, прославивших школу, ветеранах Великой отечественной войны и локальных войн, бойцах и командирах и распространение их на встречах с ветеранами войн, тружениками тыла, школьниками и студентами. Размещение видеоматериалов о музейной поисковой работе на сайте школы в баннере «Музей истории школы», в социальных сетях.

Содержание проекта

Данный проект имеет огромное значение в деле воспитания подрастающего поколения, формирования личности, Гражданина и Патриота.

Проект необходим для нашего общества в целом. Сегодня музеи Боевой Славы в школах являются «Хранителями времени и Памяти». Проект посвящен созданию центра гражданско-патриотического воспитания в школьном музее МБОУ «СОШ №6» г. Чебоксары и направлен на создание эффективной модели духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в целостном социокультурном воспитательном пространстве микрорайона; создание в школе творческой среды самореализации одарённых и талантливых детей.

Новизна разработки заключается в том, что данный проект способствует повышению качества воспитательной и образовательной работы, которая строится на использовании как традиционных, так и инновационных технологий, что способствует новой модели образования и воспитания (проведение интерактивных уроков в музее с использованием ИКТ-технологий, квестов, виртуальных экскурсий и т.д.).

Музей истории школы рассчитан на детей и молодежь. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.

В процессе реализации проекта должна произойти интеграция работы школьного музея в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения и в социум; расширение возможностей школьного музея за счет социального партнерства с музеями других образовательных учреждений, музеями города, советом ветеранов и т.д.

В рамках реализации проекта будут проведены ремонт и обустройство Музея истории школы, закуплено музейное оборудование, пополнена экспозиция музея школы новыми экспонатами, в том числе привезенными членами поискового отряда «Будайка» из Всероссийской «Вахты памяти», будет разработана мультимедийная продукция, видеоматериалы.

Участвуя в полевых поисковых работах совместно с другими поисковыми отрядами ЧР, наши поисковики будут оказывать помощь жителям республики в поиске родных, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Будет обучена группа волонтеров-экскурсоводов в количестве 20 обучающихся и продолжено проведение тематических мероприятий, экскурсий и выставок в музее, цель которых привлечение молодых людей и людей старшего поколения к социально значимой деятельности. Будут написаны научно-исследовательские работы школьников о выдающихся выпускниках. Музей посетят 3000 жителей республики. Проведенные мероприятия окажут высокое нравственное влияние на их участников.

    

Необходимые ресурсы

          В настоящее время стало ясно, что традиционная система экспонирования материалов в школьном музее исчерпала себя. Музей в школе должен быть живым.

          Мы сделали вывод: надо иметь стратегию развития музея, постоянно искать не только новые экспонаты, но и новые формы музейной работы. Помочь в решении этой проблемы сегодня может такая уникальная модель музейной работы, как интерактивный музей с использованием информационно-коммуникационных технологий.

          А для этого необходимо мультимедийное оборудование, которое требует существенных финансовых вложений, как и организация выездов поискового отряда в экспедиции, позволяющие регулярно обновлять экспозиции своими силами. В рамках текущего финансирования школы выполнение данных работ не представляется возможным.

          В связи с этим в наших первоочередных планах проведение ремонта в школьном музее, приобретение музейного оборудования и активизация исследовательской и поисковой работы, в том числе и за пределами Чувашской Республики. Реализацию двух этих основных направлений планируется осуществлять одновременно в рамках проекта «Школьный музей: создаем историю вместе».

          Также для того чтобы реализовать проект, нам нужны не только заинтересованные, но и компетентные педагоги, профессионалы своего дела. И здесь наша задача организовать повышение профессиональной квалификации педагогов в области музейной педагогики, стимулировать их стремление к успеху через совершенствование педагогического мастерства.

Возможные риски и пути их преодоления

1.Недостаточное оснащение материально-технической базы музея, отсутствие новых экспонатов

1. Работа со спонсорами.

2. Пополнение школьного музея экспонатами из семейных архивных коллекций обучающихся школы и жителей микрорайона.

2.Отсутсвие мультимедийного оборудования Участие в грантовых конкурсах
3.Нехватка высококвалифицированных кадров, заинтересованных, инициативных педагогов

1. Направление педагогов и специалистов на курсы повышения квалификации.

2. Моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов

4. Дефицит времени у педагогов для организации системной музейной работы с обучающимися 1. Возможность заниматься музейным делом на уроках истории, КРК, МХК, обществознания, географии, биологии и во внеурочной деятельности

5. Недостаточный уровень сформированности

умений исследовательской деятельности у школьников

1. Введение курсов «Проектная и исследовательская деятельность», «Информационные технологии»

6. Отсутствие заинтересованности среди учащихся.

Загруженность обучающихся уроками и домашними заданиями, а также разобщенность поколений ребят

1. Проведение интересных интерактивных уроков, квестов, виртуальных экскурсий.

2. Создание ситуации успеха.

3. Моральное поощрение творческих ребят, объединенных единой идеей – сохранить память!

         

Возможности масштабирования идеи

          Положительный опыт реализованного проекта предполагается распространить в музеях и школах г. Чебоксары, где есть заинтересованность краеведческой работой и творчеством. Планируем проводить экскурсии в братские музеи для воспитанников детских садов и обучающихся школ, студентов колледжей и вузов.

       Также планируем распространять проект путем организации семинаров, мастер-классов и лекций во время проведения ежегодных слетов поисковых отрядов Приволжского федерального округа.

       Эффективным способом распространения являются публикации по теме проекта на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Обязательным для исполнителей проекта является представление своего положительного опыта на сайте школы и города Чебоксары, через сетевые сообщества.

          Данный проект планируем реализовывать и продолжать дальше за счет привлечения спонсорской помощи и участия в грантовых проектах федерального уровня, участия в муниципальных и республиканских программах по развитию патриотического и поискового движения.

       Проект «Школьный музей: создаем историю вместе» будет развиваться и охватывать все большее количество школьников и молодежи, людей старшего поколения.

Ожидаемые результаты у целевой группы

(изменение модели поведения)

Патриотическое воспитание должно стать одним из главных, ведущих звеньев в работе с детьми и молодёжью. И если не обращаться к прошлому страны, её истории, истокам, то связь времён может прерваться. Ознакомление подрастающего поколения с исторической и современной информацией о людях, которые высокими достижениями в спорте, науке, культуре, трудовыми и боевыми подвигами прославили имя родной страны, республики, школы будет содействовать формированию и развитию у молодёжи чувства гордости за соотечественников и государство в целом.

Результаты проекта активизируют и повысят интерес обучающихся и молодежи к изучению истории школы, города и Отечества, обеспечат формирование у молодежи моральной, психологической и физической готовности к защите Родины. При реализации проекта будут сформированы и развиты такие важные социально значимые качества, как гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям.

Привлекая молодежь к поисковой деятельности и участию в работе Музея истории школы, мы порождаем преемственность поколений. Память о защитниках Родины становится для них не пустым звуком, а становится смыслом жизни, врезается в память и сердце. Эта деятельность незаменима, она объединяет всех людей всех национальностей, конфессий, содействует повышению у населения культуры и уважения к погибшим, сближает старшее поколение и молодежь.

Проект соответствует Национальной доктрине образования до 2025 года, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» и Основам государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Методы, способы измерения результатов успешности проекта

Количественные показатели (востребованность проекта, охват всех субъектов образовательной деятельности, общественности, количество конкретных дел, мероприятий, экскурсий, выставок):

- показатели социального развития личности (динамика уровня развития личности: не умел – научился, не знал – узнал, не имел – приобрел, и т.п., качество продуктов социально-творческой деятельности (конкурсы научно-исследовательских работ; тематические выставки, конкурсы поделок, стенгазет, рисунков, презентаций, фотогазет; акции, экспедиции, походы), характер реализованных инициатив и др.);

- показатели социальной адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участников);

- показатели общественного мнения (популярность проекта средствами общественного контроля через «Дни открытых дверей», конференции, круглые столы, семинары, проводимые администрацией школы, управлением образования, а также заинтересованность социальных партнеров, отклик в прессе и т.п.);

- технологические показатели (уровень организации в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников);

- экономические показатели (соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов).

        Также эффективность реализации проекта осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного проекта.

Инструментарий: анкетирование, наблюдение, собеседование, опросы, изучение документации.  

Количественные показатели

  • рост количества ребят в школе, участвующих в музейном движении (100);
  • увеличение количества обучающихся, желающих участвовать в поисковой деятельности отряда «Будайка» (25);
  • привлечение волонтеров-экскурсоводов (20);
  • рост количества учителей, использующих возможности музея для проведения уроков по программе школьных предметов истории, географии, истории и культуры родного края, литературы и т.д., классных часов, квестов, других мероприятий воспитательного характера (15).
  • увеличение количества мероприятий, проведенных на базе музея (9 крупных мероприятий).
  • посещение музея обучающимися и сотрудниками школы (1400);
  • рост числа детей, посещающих школьный музей, использующих фонды музея для подготовки научно-исследовательских работ, заданий по предметам школьной программы (250);
  • посещение музея воспитанниками детских садов микрорайона, обучающимися других школ города, студентами сузов (900);
  • посещение музея родителями (законными представителями) (500);
  • посещение музея жителями и гостями республики (690);
  • увеличение числа победителей и призеров, конкурсов разного уровня, связанных с профилем музея (10);
  • обновление фондов музея, приобретение мультимедийного оборудования (см. в смете);
  • создание Internet-версии (виртуального) школьного музея;
  • усовершенствование форм урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования на базе музея.

Качественные показатели

  • удовлетворение социального запроса на создание ресурсного центра духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания на базе школьного музея для развития социализации и воспитания обучающихся в социокультурном пространстве микрорайона МБОУ «СОШ №6» г. Чебоксары;
  • объединение всех участников образовательного процесса единой идеей «СОХРАНИТЬ ПАМЯТЬ!»;
  • повышение интереса к проводимым интерактивным урокам и занятиям, квестам и внеклассным мероприятиям;
  • повышение уровня социальной успешности участников проекта «Школьный музей: создаем историю вместе!».
  • положительная динамика уровня развития личности: не умел – научился, не знал – узнал, не имел – приобрел и т.п.
  • активизация и повышение интереса учащихся к изучению истории Отечества, в том числе военной истории, к историческому прошлому нашей страны, ее героическим страницам, повышения уровня осознания необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества;
  • повышение интереса учащихся к изучению истории школы, знаменитых выпускниках, чьи имена хорошо известны общественности (спортсменах, музыкантах, ученых, художниках, актерах, руководителях общественных организаций и т.д.);
  • обновление системы гражданско-патриотического воспитания с использованием ресурсов школьного музея;
  • развитие материально-технической базы музея путем пополнения экспозиций музея школы новыми экспонатами, в том числе привезенными членами поискового отряда «Будайка» из Всероссийской «Вахты памяти»;
  • повышение доступности использования фондов музея путем создания виртуального школьного музея для организации урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования. Разработка серии мультимедийных презентаций, дающих возможность проводить тематические виртуальные экскурсии;
  • создание методических разработок по использованию коллекций школьного музея в урочной и внеурочной деятельности учителей-предметников, работе классных руководителей, педагогов дополнительного образования;
  • наличие публикаций по теме проекта на муниципальном, региональном уровнях.
  • повышение качества работы по гражданско-патриотическому воспитанию, а также по профессиональной ориентации учащихся и их привлечению к военной, военизированной, государственной службе;
  • обеспечение формирования у молодежи моральной, психологической и физической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности.

В итоге реализации проекта «Школьный музей: создаем историю вместе», «Живая память поколений» МБОУ «СОШ №6» г.Чебоксары станет центром гражданского и патриотического воспитания в микрорайоне школы и центром формирования личности, Гражданина и Патриота.

Музей школы

glav 0qoe14I9mM4UhLn Mta684y8AY4ATsgc6NkWdxStXhc06pdLOEpzsM8eJTkIYmP2s9jC HkF6Z2UCqGW8VCiWSEDON1f28EQhgdT6OUgu0GZ0fFTiQbT5eAwfNs5H6KoyKEiqkYTUb6zQYJ4KmV5wDSDcLFENprDu gATSKlXpNCpscV2xQn5PHLYMV6RXKx2mUv4vB5ozi RoyUVcIZb kQlsAvHU5JqWCRU0vnJ2BxHGuS0ZpiVJy vS94

chtistmas25 1

Конкурс "Новогодняя школа"

Заявка на городской конкурс "Новогодняя школа"

 

Номинация: «Новый год в моем окне»

1

2

3

5

678999IMGP0929IMGP0956IMGP0959IMGP0961IMGP0964IMGP0969IMGP0975IMGP0980IMGP0983

Номинация: «Лучшее новогоднее оформление образовательной организации».

1

569IMGP0902IMGP0933IMGP0937IMGP0943IMGP0994

Номинация: «Лучшая школьная елка».

retro1

retro2retro3retro4retro5retro69

Номинация: «Новогодний символ -2019». «Выставка - Царство Снежной королевы»

1

23456789

Номинация: «Новогодний символ -2019». «Выставка - В гостях у Деда Мороза».

1

2345